Вторая часть самых частых ошибок, которые допускают франчайзи, по мнению «Пив&Ко»
Российский франчайзинг 2021 - статистика рынка
- Автор: franshiza.ru
- Издание: franshiza.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О РЫНКЕ ФРАНЧАЙЗИНГА ОТ franshiza.ru за 2025 год

Статистика рынка франчайзинга от franshiza.ru (порядок использования материалов исследования!)
NEW! Исследование рынка франчайзинга 2022.
На начало 2021 года по данным franshiza.ru в России около 2780 франшиз. За год о своем выходе на рынок заявили 430 новых проектов, но около 250 компаний полностью свернули свою франчайзинговую программу. Большинство ушедших игроков находятся в сегменте традиционной розницы (одежда, обувь, косметика) и ресторанов.

Таким образом, рынок франчайзинга в России за 2021 год по числу предложений вырос почти на 7%. Весомую роль в этой цифре сыграл административный фактор: регионы согласно новой программе развития должны инициировать появление местных франшиз и вывод их на федеральный уровень. Иногда региональный бизнес оказывается информационно не готов к внедрению франчайзинга, но уже начинает анонсировать свою франшизу.
Франчайзинг в России - цифры роста
За время пандемии сети потеряли примерно каждого пятого партнера – около 19% франчайзинговых точек. Но динамика по итогу года оказалась положительной из-за активного начала 2020 года и возвращения интереса инвесторов к франчайзингу с сентября 2020 года.
Договор коммерческой концессии в своей деятельности использует только 53% франчайзинговых систем России, остальные используют лицензионное соглашение, договор оказания услуг, договор поставки и прочие варианты.
Цифра роста отчасти подтверждается официальными данными Роспатента, который зафиксировал увеличение зарегистрированных договоров коммерческой концессии ( франчайзинг ) в 2020 году на 3,8% по сравнению в 2019 г. C той оговоркой, что лишь малая доля рынка заключает и регистрирует ДКК в Роспатенте.
Всего в 2020 году в Роспатенте было зарегистрировано 4833 договора коммерческой концессии против 4658 зарегистрированных ДКК в 2019 году.
Оборот рынка франчайзинга в России
Сокращение связано с фактическим простоем большинства видов бизнеса весной 2020 года и длительным ограничением на работу отдельных отраслей экономики.
Количество занятых на франчайзинговых предприятиях также сократилось примерно на 30% - до 971000 человек. Объясняется это тем, что закрывались крупные франчайзинговые предприятия (рестораны, магазины), а открывались в основном бизнесы малых форматов с меньшим числом работников.
Структура российского франчайзинга (предложение франшиз) в 2021:


По сравнению с прошлогодней аналитикой можно отметить, что сегмент услуг и сегмент продовольственной розницы продолжили расти. А вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли сократилась на 5% и 2% соответственно
География франчайзеров:
Предложение франшиз по уровню инвестиций
За 2020 год изменилась структура предложений франшиз в сторону увеличения доли более бюджетных проектов до 1 млн.рублей. Большинство франшиз, которые выходили на рынок в 2020 году, принадлежат к сегменту до 3 млн.рублей. Высокостоимостные франшизы практически не появлялись. При этом многие франшизы вводили усеченные форматы со сниженными инвестициями для увеличения количества продаж. Таким образом, в 2020 году средний чек российского рынка франшиз продолжил сокращаться четвертый год подряд.
Как франчайзеры меняли свое франчайзинговое предложение в 2020 году
Многие франчайзеры в кризисный 2020 год меняли свое предложение исходя из спроса и пожеланий со стороны инвесторов. Многие были вынуждены трансформировать свои предложения как по цене, так и по набору входящих опций. Итоги исследования показали, что франчайзеры:
Приоритет развития франшиз на 2021 год
Инвестиционные возможности покупателей франшиз (спрос):

Инвестиционная ниша до 1 млн рублей остается самой привлекательной для покупателей франшиз, за кризисный год доля таких "низкобюджетных" покупателей франшиз увеличилась с 65% до 72%.
Спрос на франшизы в России по данным franshiza.ru
В 2020 году спрос на франчайзинг вел себя волнообразно: январь-февраль были крайне активными, намечался существенный рост. Со второй половины марта падение интереса к франчайзингу составило -40%, цифры были ниже 2019 года до августа. В августе наметился значительный прирост интереса к франчайзингу и в сентябре достиг показателей 2019 года.
Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании данных!
Читайте также
Для каждого заведения общественного питания реально найти свою аудиторию. Но есть факторы, которые заставляют гостей проходить мимо торговой точки. Один из них – неправильно выбранная локация. "Суши Wok" рассказали, на что стоит обратить внимание.
Franshiza.ru пообщалась с "АВРОРА РЕМАРКЕТ", чтобы выяснить, как из "серого" бизнес стал "прозрачным" и как появилась концепция "осознанного потребления"? Стоит ли инвестировать в такой бизнес, какая прибыль, кому подходит вектор направления ресейла и ломбардов? Микрюков Кирилл Николаевич, директор по развитию, более детально разобрал эти вопросы, а также поделился историей создания компании, философией бренда и рассказал о преимуществах сотрудничества.