подобрать франшизу
Все статьи

Кризисный период – хорошее время для аудита накопленной интеллектуальной собственности

  • Автор: Николай Птицын, юридическая фирма "Городисский и Партнеры"
  • Издание: Franshiza.ru

За время своей деятельности каждый предприниматель приобретает узнаваемость и определенную деловую репутацию, накапливает коммерческий, управленческий и производственный опыт, разрабатывает и внедряет технологические, конструкторские и инженерные решения.

Все вышеперечисленное обеспечивает достижение конкурентных преимуществ и способствует ведению успешной коммерческой деятельности. Но для этого требуется правильное и своевременное оформление прав на созданную интеллектуальную собственность. В то же время игнорирование действий по должному и своевременному оформлению интеллектуальных прав лишает возможности получать законные преимущества в ведении и развитии бизнеса.

Во времена экономических потрясений важно точно понимать, какими материальными и нематериальными активами располагает ваша компания, какова их ценность и перспективность.

Если проведение проверки в отношении материальных активов (объектов недвижимости, оборудования, транспортных средств и т. д.) процесс достаточно понятный, то проведение правового аудита в отношении интеллектуальной собственности (IP Due Diligence) несколько сложнее. Это связано с тем, что объекты интеллектуальной собственности могут не иметь очевидного материального выражения.

Нередко российские компании, особенно относящиеся к малому и среднему бизнесу, не имеют разработанной стратегии или политики создания и управления интеллектуальной собственностью. Из-за этого создаваемые результаты интеллектуальной деятельности могут не получать необходимого оформления, а, следовательно, и защиты, учёта и возможности для коммерциализации.

Для учета объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов, их коммерциализации и защиты требуется надлежащее оформление прав на эти объекты. Однако в ряде случаев надлежащее оформление может быть осуществлено не только при их создании, но и в дальнейшем. Соответственно, игнорировать объекты, права на которые своевременно не оформлены, не стоит. Наоборот, крайне важно как можно быстрее их выявить для выбора наиболее выгодного правового режима охраны.

Таким образом, для полноценного проведения правового аудита интеллектуальной собственности необходимо выполнить достаточно большой комплекс действий, в том числе:

  • выявить все результаты интеллектуальной деятельности, выполненные сотрудниками компании или сторонними исполнителями, вне зависимости от того каким образом они оформлены и в какой форме выражены (разработанные названия товаров, "логотипы", слоганы, чертежи, макеты, фотографии, программы для ЭВМ, дизайнерские и технические решения любого характера, результаты НИОКР и т. д.);
  • в отношении каждого выявленного объекта провести проверку наличия надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих приобретение компанией исключительного права на эти объекты;
  • в случае отсутствия необходимого оформления прав в отношении каких-либо выявленных объектов, проанализировать причины, по которым такое оформление не состоялось, а также возможность исправления данного упущения;
  • проанализировать реальное использование имеющейся интеллектуальной собственности, в том числе сопоставить реально используемый объект с тем объектом, исключительное право на который принадлежит компании (так, например, нередко бывает, что реально выпускаемый товар маркируется обозначением, существенно отличающимся от зарегистрированного товарного знака);
  • если предпринимательская деятельность, в силу различных причин, ведется через несколько самостоятельных юридических лиц, то проверить каким образом оформлены между ними взаимоотношения по использованию интеллектуальной собственности.

Учитывая, что выполнение даже перечисленных выше действий, которыми не исчерпывается проведение правового аудита, требует наличия специальных познаний и навыков, то наиболее эффективно такое мероприятие может быть проведено при участии патентных поверенных и иных специалистов в области интеллектуальной собственности.

Проведя тщательный анализ своей деятельности, накопленного опыта, имеющихся материальных и нематериальных активов можно не только оценить текущее состояние реализуемой бизнес-модели, но и определить возможные перспективные пути развития бизнеса.

Так, например, если ваш бизнес относится к сфере общественного питания, торговли или оказания услуг населению, ваша испытанная годами бизнес-модель является устойчивой и эффективной, ваш "бренд" известен и узнаваем (по меньшей мере, в регионе ведения бизнеса), то результатом проведенного аудита интеллектуальной собственности может явиться формирование комплекса исключительных прав, включая права на товарные знаки (знаки обслуживания), секрет производства (ноу-хау) и другие объекты, позволяющие сформировать и вывести на рынок успешную франшизу (коммерческую концессию).

Согласно рейтингу, подавляющее большинство франшиз, входящих в 30-ку самых выгодных франшиз 2021 года, относится именно к сфере общественного питания (Papa John’s, Шоколадница, Додо Пицца, IL Патио и т. д.), торговли (Fix Price, Позитроника, Ozon и т.д.) и оказания услуг населению (Fit Service, Sun School, Этажи, Гемотест и т. д.).

Как показывает общемировой и российский опыт, формирование и продвижение франшизы – реально работающая стратегия развития бизнеса. Кроме того, сейчас, на фоне приостановления деятельности в России некоторых крупных иностранных компаний, продвижение российской франшизы может быть более успешным и даже поддерживаемым со стороны государства.

Также, проведя аудит интеллектуальной собственности, можно обнаружить наличие у компании зарегистрированных товарных знаков, запатентованных изобретений или иных охраняемых объектов, которые компанией не используются, но могут быть интересны участникам ранка. В этом случае правообладатель имеет возможность коммерциализировать данные объекты путем выдачи лицензий на их использование, либо отчуждая права иным лицам, получая за это соответствующее вознаграждение.

Однако не исключено, что по итогам проведенного аудита интеллектуальной собственности вы выявите, что разработанный и используемый вами "бренд" не зарегистрирован в качестве товарного знака и не может быть признан охраняемым коммерческим обозначением, что, соответственно, существенно снижает возможности по его защите от неправомерного использования иными лицами.

Также по итогам такого аудита может быть установлено, что права на объекты, которые позволяют вашему предприятию выгодно отличаться от конкурентов, например, рецептура, разработанные технологии, дизайнерские и иные охраноспособные решения, надлежащим образом не оформлены. Все эти объекты, на создание, доработку, адаптацию которых затрачивались ресурсы вашей компании, со временем могут использоваться конкурентами без вашего согласия, например, в связи с переходом ваших бывших сотрудников в конкурирующие компании.

В результате полноценного правового аудита интеллектуальной собственности, помимо вышеприведенных проблем, достаточно часто можно встретить следующие:

  • несоответствие зарегистрированного товарного знака и фактически используемого обозначения, например, в результате проведенного "ребрендинга";
  • внешний вид выпускаемых товаров (разработанные дизайнерами упаковки, этикетки и иные элементы, направленные на индивидуализацию товаров) не зарегистрирован в качестве товарного знака, а также не запатентован в качестве промышленного образца;
  • взаимоотношения с разработчиками интернет-сайта, мобильного приложения или иного программного обеспечения не оформлены или оформлены формально, не позволяя должным образом идентифицировать созданный объект и передачу исключительного права на него;
  • переход исключительных прав на созданные рекламные материалы, в том числе фотографии и "продающие тексты", не оформлен, что мешает предъявлять претензии к конкурентам, неправомерно копирующим такие материалы, и блокировать их объявления;
  • разработанные технические решения не запатентованы и не охраняются как секрет производства, что позволяет иным лицам копировать такие решения и лишает бизнес конкурентного преимущества.
Компании, уделяющие серьезное внимание созданию, управлению и защите интеллектуальной собственности, более успешны, финансово стабильны и узнаваемы, чем их конкуренты, игнорирующие эту важную сферу современного бизнеса.

Текущие кризисные явления в российской и мировой экономике привели к снижению предпринимательской активности, а в некоторых отраслях экономики – к приостановлению.

Такое время важно использовать эффективно, в том числе важно провести как можно более подробное исследование того, в каком состоянии компания находится в текущий момент времени, какие имеет ресурсы для удержания достигнутого положения и дальнейшего развития. Проигнорировав эту работу, можно с легкостью растерять все свои преимущества, поскольку созданная, но не защищаемая интеллектуальная собственность, может легко перейти в бесконтрольное использование любыми лицами и потерять охраноспособность.

Читайте также

В Перми прошел форум по франчайзингу «Пермь-2007». Бизнесмены, чиновники, банкиры и даже студенты обсудили один из наиболее перспективных способов организации малого бизнеса — франчайзинг.

Американская сеть блинных IHOP стала на 99 % франчайзинговой

Franshiza.ru проанализировала, как франчайзерам России выйти на глобальные рынки

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru