подобрать франшизу
Все статьи

Рейтинг франшиз РБК 2022

  • Автор: RBC.RU
  • Издание: RBC.RU
По данным каталога franshiza.ru, на начало 2022 года в России насчитывалось 3 095 франшиз. По количеству предложений рынок вырос на 11,3%.

В 2021 году в стране появилось около 480 новых франшиз, 165 ушли с рынка. В основном в числе новых небольшие региональные концепции, отмечает основатель franshiza.ru Нина Семина. "Общий прирост числа новых франшиз на 40% меньше, чем в 2020 году, в основном за счет большего количества концепций, ушедших с рынка", – констатирует Семина.

 

Полные результаты исследования рынка франшиз 2022 от franshiza.ru можно увидеть по ссылке

Рейтинг франшиз РБК 2022

Про медицину

Участники сегмента показали хороший рост: сеть лабораторий "Хеликс" поднялась на 24 позиции, "Советская аптека" – на 4, а вошедшая в тройку лидеров сеть лабораторий "Гемотест" – на 3. В то же время сеть лабораторий "Инвитро" потеряла 5 позиций.

"Гемотест" показал хорошие результаты в основном за счет недорогого формата "лабораторный пункт", который могли открывать уже действующие клиники, считает Семина.

"Бизнес в медицинской сфере стабильный, прибыльный и социально ориентированный, что привлекает партнеров, – комментирует руководитель департамента развития франчайзинга сети "Гемотест" Рамиль Бахметов. – Компания в числе первых вводит инновационные виды исследований в свой ассортимент, в частности на COVID-19. Рост сети мы также объясняем лояльностью партнеров: каждый третий приобретает более одного пункта". Бахметов добавляет, что пандемия помогла увеличить поток пациентов, так как люди стали больше заботиться о здоровье. Но спрос именно на ковидные анализы не стал ключевым фактором при выборе франшизы. Партнеры ориентированы на развитие бизнеса в долгосрочной перспективе, приоритетом являются поддержка франчайзера и экономическая выгода, констатирует Бахметов.

Гендиректор медицинской лаборатории "ЛабКвест" Дарья Пикалюк рассказывает, что сети удалось создать значительную узнаваемость бренда и она все еще предлагает наиболее конкурентоспособные условия для франчайзи.

"Оценивая локацию, мы используем собственные методики, разработанные на основе нашего опыта и путем бенчмаркинга из других розничных нелабораторных сетей", – поясняет Дарья.

Франчайзинг кризисных времен

Также в 2021 году наблюдался большой спрос на специализированные магазины алкоголя. В топ-50 вошло несколько таких новичков: сети "Светлое и Темное", "РусАлка" и "Хадыжи". "Алкогольные франшизы востребованы у инвесторов уже два-три года, – комментирует Семина. – Их показатели стабильны, многие магазины работали в период локдауна, что определило повышенный спрос инвесторов".

Особенно конкурентна ниша пивных магазинов: по данным franshiza.ru, сейчас в ней есть около 25 активно продвигающихся франшиз с инвестициями от 350 тысяч до 7 млн руб.

Новичком рейтинга стала сеть киберспортивных арен Colizeum, попавшая на седьмое место. По словам представителя Colizeum Алексея Бальзанова, интерес к киберспорту в России растет последние три-четыре года. Во многом это связано с успехами местных киберкоманд на крупнейших международных турнирах.

"У молодежи появляется желание побеждать в составе команд и лично, зарабатывать киберспортом, – говорит он. – Colizeum создает пространства с лучшими условиями для начинающих и опытных киберспортсменов как в плане расположения помещений, так и по характеристикам оборудования".

В десятку лидеров вошел еще один новый участник-сеть АЗС "Опти", партнер "Газпром нефти".

"Сегмент франшиз АЗС не очень многочисленный, – комментирует Семина. – "Опти" используют конверсионный франчайзинг, то есть присоединяют к сети уже действующие точки других брендов. Это позволяет быстро увеличить сеть. Компания предлагает проводить ребрендинг постепенно, что усиливает привлекательность франшизы. У нее грамотное позиционирование, это известный бренд, предлагаются скидки и отсрочка оплаты за топливо".

Еще один участник десятки лидеров, сеть центров по ремонту смартфонов Pedant.ru, потерял три позиции. Компания заключила 85 договоров и расторгла 41. Основатель сети Роман Персиянов утверждает, что больше половины расторжений приходится на ротацию партнеров.

"Сервисы переуступаются, то есть франчайзи передает сервис другому владельцу, – поясняет Персиянов. – При этом договор с предыдущим партнером расторгается, но сервис фактически продолжает свою работу. И на сегодняшний день открыто и стабильно работает более 400 сервисных центров". Франшиза за последние два года только укрепила свои позиции, доволен Персиянов.

В топ-50 вошло несколько новичков рейтинга из непродуктовой розницы, например сеть мебельных магазинов "Дятьково", занявшая четвертую позицию.

"Мебельных франшиз много, но часть из них заключает не договоры коммерческой концессии (ДКК), а другие виды договоров, – поясняет Семина. – У "Дятьково" произошла почти одномоментная регистрация договоров: большинство было зарегистрировано в марте-мае 2021 года. Можно предположить, что действующие точки, работавшие по другим видам договоров, перешли на ДКК".

Франшизы общепита

В этом году в топ-50 вошло 12 франшиз из сферы общепита, в том числе сеть кальянных "Мята Lounge" – новичок рейтинга, попавший сразу на пятую строчку.

"Это сеть в демократичном сегменте, инвестиции во франшизу составляют 3,5 млн руб., – комментирует Семина. – Результат можно объяснить тем, что точки работали по другому договору, а затем компания перешла на ДКК. Соответственно, большая часть зарегистрированных ДКК относится к уже работающим предприятиям по франшизе, а не к новым открытиям. За первые пять месяцев 2022 года сеть зарегистрировала более 20 договоров, динамика хорошая."

Из сетей общепита, уже участвовавших в рейтинге, хорошие темпы роста показала сеть кафе-мороженых "Баскин Роббинс", поднявшаяся на 18 позиций. Семина объясняет такую динамику форматом небольших точек. Потеряли позиции такие франшизы, как Cofix, "Сушишоп", "Автопицца", "Автосуши" и "Крошка-картошка". Но если эти сети в 2021 году не расторгали контрактов, то на упавшую в рейтинге на три пункта сеть кофеен Surf Coffee пришлось 20 расторжений.

"Причины расторжения формальные, – поясняют представители Surf Coffee. – В подавляющем большинстве случаев они связаны с передачей предприятия Surf Coffee другому пользователю. В финансовые взаимоотношения в сделках купли-продажи предприятий правообладатель "Стратфорд Глобал" не вмешивается, но при этом каждый новый пользователь согласован правообладателем в обязательном порядке". Представители компании говорят, что по факту ни одно предприятие Surf Coffee с начала года закрыто не было.

Продуктовые франшизы

Из продуктовых франшиз сильное падение показала сеть мясных деликатесов "Чебаркульская птица". Компания упала в рейтинге на 30 позиций.

"Мы проводим ребрендинг и ужесточили стандарты работы магазинов, более системно проверяем их, – говорит руководитель отдела продаж франшизы Василина Черепанова. – Поэтому от ряда магазинов мы отказались. Также мы ищем более удачные локации для точек, так как возможностей на арендном рынке стало больше. И подавляющую часть закрытых магазинов планируем перенести в более удачные локации."

Иностранные франшизы

"Текущая экономическая ситуация, неопределенность, высокая стоимость кредитов, снижение уровня сбережений отразятся на рынке, – предупреждает Семина. – Динамика открытий снизится, несмотря на наличие высокопрофессиональных управленцев, которые по тем или иным причинам остались без работы и могли бы открыть собственный бизнес по франшизе. Некоторые компании в сфере розничной торговли приостановят развитие по франшизе до проработки новых логистических схем поставки. В приоритетных условиях будут франчайзеры, реализующие товары российских производителей. Произойдет спад продаж франшиз у концепций, чьи локации привязаны к торговым центрам, а значит, бизнес крайне зависим от трафика, который упал."

Как составляется рейтинг

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности – Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2021 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2021 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов за все годы.

Читайте также

Сектор франчайзинга в общепите сегодня пребывает в неоднородном состоянии, и настроения у игроков рынка очень разные

Кирилл Кузьминский, совладелец ГК "Пив&Ко", в своём интервью ответил на вопросы о пострадавшем бизнесе, темпах развития ритейла, покупательском поведении, товарах собственной торговой марки и многом другом.

Многие начинающие предприниматели, в основном работающие, чувствуют силы и мечтают вырваться с найма, чтобы начать собственный бизнес! В этой статье AVTOSLIV расскажет, есть ли возможность, имея инвестиции в 300 тыс. руб., запустить собственный успешный бизнес

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru