Рассматривая франшизу школы, начинающие предприниматели задаются вопросом "А как искать преподавателей и учеников на курсы?". В "Алгоритмике" ответили на этот вопрос и поделились своими советами.
Рейтинг франшиз РБК 2022
- Автор: RBC.RU
- Издание: RBC.RU
По данным каталога franshiza.ru, на начало 2022 года в России насчитывалось 3 095 франшиз. По количеству предложений рынок вырос на 11,3%.
В 2021 году в стране появилось около 480 новых франшиз, 165 ушли с рынка. В основном в числе новых небольшие региональные концепции, отмечает основатель franshiza.ru Нина Семина. "Общий прирост числа новых франшиз на 40% меньше, чем в 2020 году, в основном за счет большего количества концепций, ушедших с рынка", – констатирует Семина.
Рейтинг франшиз РБК 2022
Про медицину
Участники сегмента показали хороший рост: сеть лабораторий "Хеликс" поднялась на 24 позиции, "Советская аптека" – на 4, а вошедшая в тройку лидеров сеть лабораторий "Гемотест" – на 3. В то же время сеть лабораторий "Инвитро" потеряла 5 позиций.
"Бизнес в медицинской сфере стабильный, прибыльный и социально ориентированный, что привлекает партнеров, – комментирует руководитель департамента развития франчайзинга сети "Гемотест" Рамиль Бахметов. – Компания в числе первых вводит инновационные виды исследований в свой ассортимент, в частности на COVID-19. Рост сети мы также объясняем лояльностью партнеров: каждый третий приобретает более одного пункта". Бахметов добавляет, что пандемия помогла увеличить поток пациентов, так как люди стали больше заботиться о здоровье. Но спрос именно на ковидные анализы не стал ключевым фактором при выборе франшизы. Партнеры ориентированы на развитие бизнеса в долгосрочной перспективе, приоритетом являются поддержка франчайзера и экономическая выгода, констатирует Бахметов.
Гендиректор медицинской лаборатории "ЛабКвест" Дарья Пикалюк рассказывает, что сети удалось создать значительную узнаваемость бренда и она все еще предлагает наиболее конкурентоспособные условия для франчайзи.
"Оценивая локацию, мы используем собственные методики, разработанные на основе нашего опыта и путем бенчмаркинга из других розничных нелабораторных сетей", – поясняет Дарья.
Франчайзинг кризисных времен
Также в 2021 году наблюдался большой спрос на специализированные магазины алкоголя. В топ-50 вошло несколько таких новичков: сети "Светлое и Темное", "РусАлка" и "Хадыжи". "Алкогольные франшизы востребованы у инвесторов уже два-три года, – комментирует Семина. – Их показатели стабильны, многие магазины работали в период локдауна, что определило повышенный спрос инвесторов".
Новичком рейтинга стала сеть киберспортивных арен Colizeum, попавшая на седьмое место. По словам представителя Colizeum Алексея Бальзанова, интерес к киберспорту в России растет последние три-четыре года. Во многом это связано с успехами местных киберкоманд на крупнейших международных турнирах.
"У молодежи появляется желание побеждать в составе команд и лично, зарабатывать киберспортом, – говорит он. – Colizeum создает пространства с лучшими условиями для начинающих и опытных киберспортсменов как в плане расположения помещений, так и по характеристикам оборудования".
В десятку лидеров вошел еще один новый участник-сеть АЗС "Опти", партнер "Газпром нефти".
Еще один участник десятки лидеров, сеть центров по ремонту смартфонов Pedant.ru, потерял три позиции. Компания заключила 85 договоров и расторгла 41. Основатель сети Роман Персиянов утверждает, что больше половины расторжений приходится на ротацию партнеров.
"Сервисы переуступаются, то есть франчайзи передает сервис другому владельцу, – поясняет Персиянов. – При этом договор с предыдущим партнером расторгается, но сервис фактически продолжает свою работу. И на сегодняшний день открыто и стабильно работает более 400 сервисных центров". Франшиза за последние два года только укрепила свои позиции, доволен Персиянов.
В топ-50 вошло несколько новичков рейтинга из непродуктовой розницы, например сеть мебельных магазинов "Дятьково", занявшая четвертую позицию.
Франшизы общепита
В этом году в топ-50 вошло 12 франшиз из сферы общепита, в том числе сеть кальянных "Мята Lounge" – новичок рейтинга, попавший сразу на пятую строчку.
Из сетей общепита, уже участвовавших в рейтинге, хорошие темпы роста показала сеть кафе-мороженых "Баскин Роббинс", поднявшаяся на 18 позиций. Семина объясняет такую динамику форматом небольших точек. Потеряли позиции такие франшизы, как Cofix, "Сушишоп", "Автопицца", "Автосуши" и "Крошка-картошка". Но если эти сети в 2021 году не расторгали контрактов, то на упавшую в рейтинге на три пункта сеть кофеен Surf Coffee пришлось 20 расторжений.
"Причины расторжения формальные, – поясняют представители Surf Coffee. – В подавляющем большинстве случаев они связаны с передачей предприятия Surf Coffee другому пользователю. В финансовые взаимоотношения в сделках купли-продажи предприятий правообладатель "Стратфорд Глобал" не вмешивается, но при этом каждый новый пользователь согласован правообладателем в обязательном порядке". Представители компании говорят, что по факту ни одно предприятие Surf Coffee с начала года закрыто не было.
Продуктовые франшизы
Из продуктовых франшиз сильное падение показала сеть мясных деликатесов "Чебаркульская птица". Компания упала в рейтинге на 30 позиций.
"Мы проводим ребрендинг и ужесточили стандарты работы магазинов, более системно проверяем их, – говорит руководитель отдела продаж франшизы Василина Черепанова. – Поэтому от ряда магазинов мы отказались. Также мы ищем более удачные локации для точек, так как возможностей на арендном рынке стало больше. И подавляющую часть закрытых магазинов планируем перенести в более удачные локации."
Иностранные франшизы
Как составляется рейтинг
Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности – Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2021 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2021 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов за все годы.
Читайте также
Gelateria Plombir об итогах 2016 года
Интервью со Степаном Екимовым, старшим управляющим розничной сетью магазинов "Пив&Ко". Почему нельзя разочаровывать покупателя и зачем мы заменили коричневую тару на прозрачную