подобрать франшизу
Все статьи

Дело от производителя

  • Автор: Сергей Кашин
  • Издание: РБК+

Производственных франшиз не так много, хотя они пользуются спросом со стороны инвесторов. Главное препятствие для развития сегмента — владельцам бренда трудно защитить технологии от копирования.

По данным исследования портала Franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за последний год вырос рекордно — на 19% (в предыдущий год — на 5%, ранее он рос стабильно на 10–12% год к году). В начале 2018 года, по данным портала, было 1900 продавцов франшиз, в начале 2019-го — больше 2250. При этом активно продвигают свои франшизы всего около тысячи компаний.

При этом доля производственных франшиз снижается. К примеру, на начало 2018 года она составляла 5%, а на начало 2019 года было зафиксировано 3%, при том, что их количество выросло с 53 штук до 60. Остальной рынок растет быстрее.

Производственные франшизы чаще всего предлагаются на строительном рынке, на рынке автосервиса, обработки отходов. Например, франшиза "Полифасад" предлагает производство фасадных термооблицовочных плит, "Банбочка" — изготовление бань в форме бочки, "Тундра" — производство пиролизных котлов как альтернативы газовому отоплению, франшиза "Вилгуд" — это франшиза автотехцентра, франшиза "ХимRussia" –изготовление автохимии и автокосметики, франшиза "ЭкоМир" — бизнес по переработке мусора.

"Производство — достаточно "закрытый» сегмент, и некоторые проекты продают франшизу только знакомым или аффилированным инвесторам либо распространяют информацию о ней только среди игроков своей отрасли", — говорит Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз Franshiza.ru.

Производственная история

Производственная франшиза появилась на свет второй. Сначала Айзек Зингер в 1858 году реализовал идею продавать агентам лицензию на право ремонта своих швейных машинок и на обучение покупателей работе на ней. А около 1890 года (точная дата неизвестна) Coca-Cola начала продавать право разливать свой напиток по бутылкам большому количеству независимых предпринимателей, закрепив за ними и эксклюзивные право продавать его на определенной территории США.

Трудности воспроизводства

"Более или менее спокойно на передачу технологий решаются те, кто имеют должным образом запатентованные и зарегистрированные технологии или обладает рычагами воздействия на франчайзи", — считает Анна Рождественская. Такими рычагами, по ее словам, могут быть, например, поставки каких-то компонентов для производства, без которых конкретный производственный цикл не сможет существовать (например, ключевой компонент производства автохимии или уникальное оборудование, которые невозможно или невыгодно заказывать в другом месте). Рычагом также может быть единая служба сбыта — когда франчайзер реализует товар, произведенный всеми его франчайзи. "В частности, такой формат анонсировался при запуске агрофраншиз: предполагалось, что франчайзи должны были выращивать продукцию по технологии и из саженцев франчайзера и сдавать эту продукцию на реализацию через "единое окно" франчайзера", — отмечает Анна Рождественская.

Рычаги в цехах и в облаках

У производственной франшизы RH3D (изготовление методом 3D-печати пластиковых ортезов — внешних ортопедических медицинских приспособлений для придания тому или иному суставу функционально выгодного положения) библиотека моделей ортезов, как и программа создания новых моделей на основе присылаемых врачом-ортопедом антропометрических данных (длина, размер окружностей, количество фиксаторов), находится в облачном сервисе. Там данные обрабатываются и отправляются на 3D-принтер. Как говорит Василий Полывянный, практикующий и оперирующий ортопед, идейный вдохновитель и создатель проекта, на языке патентных поверенных разработка компании является аппаратно–программным комплексом. Аппаратная часть находится у франчайзи, а программное обеспечение — в облаке под контролем франчайзера.

Василий Полывянный называет оборудование компании протезно-ортопедическим предприятием, занимающим один квадратный метр площади. Франчайзи, по словам основателя компании, становятся обычно бизнесмены, ведущие медицинский или "околомедицинский" (как поставщики медицинских учреждений) бизнес. Есть и медики — например, недавно франшизу приобрели два молодых человека 23 и 24 лет, один из них — студент старших курсов медицинского вуза, другой — провизор. Приобретение принтера обойдется в 600 тыс. руб., эта сумма является и паушальным взносом. Необходимы будут еще расходы на обеспечение связи и на помещение, если оно арендуется (впрочем, бизнесмены могут поставить принтер у себя в офисе или на складе).

Василий Полывянный рассказывает, что франчайзи нужны для работы с людьми: необходимо общаться с медицинскими чиновниками, привлекать врачей-ортопедов, знакомить с этой технологией пациентов. Франчайзи получают материалы инструкционного и тьюториального плана и для обслуживания принтера, и для общения с руководством больниц, с местными департаментами здравоохранения.

Другой тип рычагов контроля за партнерам по производственной франшизе связан с поставками комплектующих. За франшизой H-Point, развивающей франчайзинговую сеть мастерских по производству и ремонту рукавов высокого давления (РВД, являются частью систем гидравлического привода строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, дорожной и карьерной техники), стоит один из лидеров рынка — компания "Гидравия". Как говорит директор по развитию H-Point Алексей Казанцев, идея добавить франчайзинговую сеть появилась в 2010 году и была реализована в 2012 году. Причина — снижение темпов роста собственной сети, которая до этого росла по экспоненте, рассказывает Алексей Казанцев.

У "Гидравии" есть налаженные связи и большой оборот торговли с основными поставщиками станков и комплектующих, необходимых для ремонта гидравлических систем, в разных ценовых сегментах. Полученные от производителей преференции помогают предлагать привлекательные условия для франчайзи (адекватные цены и быстрое получение запчастей). А рост числа точек (сейчас в сети 54 точки, но планируется увеличить их число до 300) помогает и дальше расширять масштабы продаж и увеличивать долю рынка.

В целом интерес инвесторов к франшизам производства стабильно высокий, особенно среди предпринимателей-мужчин, говорит Анна Рождественская. При этом, по ее словам, наиболее устойчивы сети, в основе франшизы которых лежит формула "производство плюс технологии реализации результата производства".

Читайте также

Об эволюции отечественного рынка франчайзинга

Как адаптировать франчайзинговую концепцию под разные страны? Отчего зависит успех работы франшизы за рубежом?

Несмотря на повышение стоимости аренды коммерческой недвижимости в крупных городах России, компании KILLFISH DISCOUNT BAR удается не только удерживать, но и понижать ставки по аренде на 10-25%

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru