- Автор: Анна Рождественская
- Дата публикации: 15 Сентябрь 2010
- Издание: Franshiza.ru
Распределение франчайзинговых проектов по сферам деятельности:
- Общественное питание: 16%
- торговля: 57%
- услуги: 25%
- произ-во: 2%
За предыдущий год франчайзинговую программу приостановило около 120 компаний. В основном пострадал сегмент розничной торговли и услуг.
Более 200 франшиз в этом году – «новые» для российского инвестора-франчайзи.
Основные изменения количества франшиз на рынке было в сегменте розничной торговли одеждой. Некоторые компании, развивающиеся по франчайзингу и предлагающие франшизы розничного магазина одежды премиум сегмента и «средний плюс» – сосредоточили внимание на развитии и сохранении собственной розницы и прекратили продажу франшиз.
При этом появилось много новых международных и российских брендов, которые стали предлагать франчайзинг.
Порадовала сфера услуг, по сравнению с предыдущим годом наметился рост франшиз, именно в этой сфере. В России франчайзинг в сфере услуг занимает всего 25% (конец 2008 года - 21%) , в Европе около 40%, в США около 70%.
Важно отметить, появление в прошлом году новых «медицинских» франшиз. Опытный франчайзер «Инвитро» предложил российским инвесторам еще одну франшизу в сфере медицины - медицинский центр «Лечу», появилась новая франшиза сети медицинских клиник «Ниармедик», франшиза медицинской лаборатории «Гемотест».
Большой процент франшиз в сфере услуг во всем мире представлен, в основном, за счет услуг больным и пожилым людям. Но в России ожидать бурный рост франшиз в сфере ухода за больными, пожилыми людьми преждевременно. К сожалению, больных и пожилых у нас много, но вот платить за такого рода услуги они не смогут.
Производственный франчайзинг пока не радует нас своим «количеством». Единственная новость на рынке франчайзинга в сфере производства – появление новой франшизы «Мастербордюр» - производства бетонных бордюров, новой разработки опытного франчайзора «Мастерфайбр».
Более 72% франчайзеров сосредоточено в Москве (в прошлом году – 80%). 13% - в Санкт Петербурге, вдругих городах России – 15%
Региональных франшиз появляется все больше. Если раньше, Франчайзеры были в основном из городов-миллионников (Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов), то теперь это и небольшие города (Пенза, Курск, Орел).
Региональные сети рассматривают франчайзинг, как эффективный способ развития собственного бизнеса. Новые региональные франшизы: фитнес-клуб «Броско» (Казань), магазин светящейся продукции «Технология Света» (Астрахань), магазин одежды «АНО» (Омск) и др.
Стабилен высокий спрос на недорогие франшизы. Инвесторы считают привлекательными проекты стоимостью до 1 млн. рублей в сфере розничной торговли аксессуарами известных, привлекательных брендов, бижутерии.
Популярны франшизы в сфере торговли бельем, недорогой одеждой. Постоянен спрос на франшизы общественного питания Fast food, кофейни. Очень востребован формат пекарни-кафе-кондитерской. Однако подобный формат франшизы не так легко найти. Одна из первых на Российском рынке такую франшизу предложила компания «Балтийский Хлеб». Полагаю, что в этом году должны появиться новые франшизы таких заведений.
Наши франшизы за рубежом
Нельзя не отметить и выход наших франчайзоров на международный рынок. Это всегда приятно, а вот в кризисный 2009 год – особенно. 23 апреля 2009 года состоялось открытие первой чайной петербургской сети «Чайная ложка» за пределами Российской Федерации, а именно в Литве, в городе Клайпеда.
А представители компании Мастерфайбр в марте 2009 года побывали в Мехико, где приняли участие в крупнейшей выставке по франчайзингу . В планах компании, привлечь, как минимум 50 партнеров из разных штатов страны.
В ноябре первые франчайзи уже прошли обучение в Москве. Этот проект станет первым проектом российского франчайзинга в западном полушарии.
Международные Бренды
Важным событием прошлого годастал выход известных международных франшиз на российский рынок.
21 января Burger King, вторая повеличине в мире сеть закусочных, открыла первое заведение в России. И хотя существует огромные возможности развития этого бренда, не стоит забывать, что основным конкурентом Burger King, является компания McDonald`s, которая имеет весьма устойчивое положение в России. До сих пор компания McDonald`s не продавала франшизы на российском рынке. Продажа франшиз Burger King в регионы России может значительно ускорить «завоевание» российского рынка.
Еще одна известная сеть кофеен Dunkin’ Donuts возвратилась в Россию, выбрав прошлый год, как наиболее подходящее время для развития подобных заведений. В планах компании открыть в2010 году 10 заведений. Несмотря на большое количество международных франшиз в России, Рынок еще не насыщен. Что заставляет Российских инвесторов, искать все новые и новые предложения на многих международных выставках по франчайзингу.
С 14 по 17 марта прошла выставкапо франчайзингу в Париже. Ежегодно ее более чем 400 стендов посещают около 30 000 человек. Чем она интересна, так это тем, что нацелена на мастерфранчайзинг, многие иностранные франчайзеры через Париж выходят на Европейский рынок.
Для справки, Франция занимает первое место в Европе по обороту франчайзинговых сетей (41 млрд. евро) и треть французских франчайзинговых сетей уже открыли хотя бы 1 точку за рубежом. Количество работающих сетей во Франции составляет около 850, которые объединяют 37 000 точек.
В этом году Выставка была как всегда интересная и яркая. Очень много предложений в разных сферах бизнеса, одежда, декорация дома, огромное количество франшиз в сфере услуг (уход за престарелыми, детьми, помощь по дому, уборка, уход за газоном, и др.), большое количество предложений в секторе «красота – фитнес - здоровье», различные форматы ресторанов по франчайзингу. Кроме французских франшиз были представлены концепции из многих стран мира: Германии, Австрии, Австралии, Бельгии, Канады, Испании, США, Италии, Марокко идр.
Российских экспонентов навыставке не было. А вот балтийские коллеги из Литвы и Латвии свои франшизы представляли.
Многие франчайзеры, присутствовавшие на выставке, отмечали большое количество инвесторов из России и Украины. Так что будем ждать новые франшизы на российском рынке.
Сфера услуг: