Новая территория роста на карте российского малого бизнеса — центры раннего развития детей
Франчайзинг vs коронавирус
- Автор: Franshiza.ru
- Издание: Franshiza.ru
Коронакризис: первые итоги
На 25 апреля франчайзинговые сети уже потеряли около 15% своих франчайзи. Цифра сильно варьируется в зависимости от сегмента и региона. Сильнее всех пострадала непродуктовая розница, связанная с закупками в валюте. Она же оказалась самой сложной с точки зрения переговоров с арендодателями, которые иногда не готовы предоставлять какие-либо арендные каникулы. В итоге около 30% франчайзи в сегменте предпочли не накапливать убытки и прекратить деятельность.
70% франчайзинговых сделок, запланированных на конец марта - апрель, были отменены или перенесены на неопределенное время.
Скорость падения
Все сервисы статистики запросов ведущих поисковиков фиксируют в апреле падение количества запросов, связанных с франчайзингом в 2,5-3 раза по сравнению с началом марта. Сильнее всего «просел» интерес к тем сферам, которые очевидно пострадали от кризиса (франшиза ресторана, франшиза магазина, франшиза детского сада и т д). При этом есть сегменты, которые на фоне коронакризиса стабильны или вовсе растут.
Интерес к франчайзингу
Активность в каталоге franshiza.ru пострадала в целом значительно меньше, чем конкретные поисковые запросы за счет смещения интересов и увеличения доли инвесторов, которые пока не определились со сферой бизнеса.
Появилось такое направление поиска как «антикризисная франшиза». Многие франчайзеры позиционировали себя так с конца 2019 года, но только сейчас это стало трендовым запросом от инвесторов. Фиксируется увеличение интереса к «франшизам онлайн» и «интернет франшизам».
Направления франчайзинга
- На 25% увеличился спрос на франшизы небольших форматов супермаркетов.
- Многократно увеличился спрос на франшизы, связанные с банкротством и микрозаймами – это те сферы, которые всегда во время кризиса показывают рост.
- Франшизы аптек продолжают набирать популярность , количество заявок на них в апреле 2020 выросло в 3 раза по сравнению с количеством заявок в апреле 2019 год.
- Увеличился спрос на франшизы сервисов доставки товаров и пункты выдач.
- Спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, которые позиционируют себя как сети с сильной составляющей доставки.
- Практически не сократилось количество заявок на франшизы алкогольной продукции и разливного пива, но спрос в сегменте не вырос.
Т.о. увеличился спрос на франшизы в тех сферах бизнеса, которые показали себя как антикризисные в сложный для бизнеса период в условиях тотальной самоизоляции.
География коронакризисного франчайзинга
Регионы по-разному реагируют на сложившуюся ситуацию. Самое большое падение интереса к франчайзингу фиксируется в Хабаровском крае, Томской, Омской областях и в Башкирии – там франчайзинг потерял более 50% своей аудитории. Данные регионы реагировали с запозданием в несколько недель по сравнению с Москвой и Петербургом, но падение оказалось гораздо глубже.
Регионы центральной России и Черноземья показали небольшое снижение активности в пределах 15% ( Ивановская, Костромская, Ярославская, Орловская, Тульская и другие).
Москва "потеряла" 23 %, а Санкт-Петербург - 35% от "докарантинных" показателей, при этом есть прирост в некоторых городах Московской области, что может быть связано с релокацией инвесторов из офисов в квартиры или на дачи. (например, Королев +5%, Дмитров +9%, Щелково +6%). Самый сильный спад экономической активности наблюдается в Домодедово - 60% (что вполне объяснимо отраслевой занятостью населения) и в Подольске – 62%.
При этом есть регионы, которые показали рост: Самарская область выросла на 35%, Красноярский и Приморский край, Чеченская республика, Дагестан, Калмыкия показали прирост до 15%.
Можно выделить еще одну тенденцию: города с населением до 400 тысяч человек меньше «просели», чем крупные города. Это, безусловно, зависит от общих настроений и уровня скепсиса к пандемии.
Довольно сильно упал интерес к франчайзингу в курортных городах и моногородах (например, Геленджик – 70%, Сочи – 42%). Единственным исключением являются курорты Кавказских Минеральных Вод: Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, которые показали рост интереса, причем именно к франшизам товаров и услуг, ориентированных на местное население, а не на туристическую отрасль. Данная тенденция связана с переориентацией бизнеса на внутренние потребности городов.
Среднее падение интереса к франчайзингу в мегаполисах: – 23-37%.
Возраст
Cамый большой отток среди интересантов франчайзинга наблюдается в возрастной категории 25-34 года. Это категория инвесторов, которые чаще всего обращают внимание на медийное позиционирование франшиз и обещание успешности, а открываются в большинстве случаев на кредитные средства, либо привлекают инвесторов на проект.
Наблюдается большой прирост в категории 55+ ( прирост более 60%), это зрелые люди, которые внимательно изучают информацию, открываются, как правило, на собственные накопленные средства и рассматривают открытие франшизы как альтернативу наемному труду. Мера вынужденная и связана с движениями на рынке труда, ведь первыми под увольнения попадают именно люди предпенсионного возраста.
Активности инвесторов в категории 45-55 лет осталась на уровне высокого делового сезона, в ней изменений нет. В категории инвесторов 35-44 снижение активности фиксируется, но не такое значительное, как в категории 25-34.
Инвестиции
По-прежнему наибольшее число инвесторов готовы рассматривать открытие бизнеса с инвестициями до 1 млн. Это альтернатива самозанятости и тот капитал, которым начинающие бизнесмены готовы «рискнуть». В абсолютном выражении количество «малобюджетных» инвесторов практически не изменилось с начала 2020 года, но в структуре за счет сокращения других инвестиционных категорий, их доля увеличилась с 56% до 65%.
Сильнее всего пострадала категория инвесторов, готовых вкладывать от 2 до 6 млн рублей. При этом количество инвесторов, оперирующих суммами 10 млн рублей и выше в абсолютном выражении осталась ровно на уровне февраля 2020 года.
Потребность в информации
Увеличился запрос на обзорные материалы, на личные консультации и экспертные мнения. В условиях наличия времени инвесторам интересно лично общаться, задавать вопросы, аккумулировать информацию.
Многие франчайзеры, пытаясь сохранить хоть какую-то динамику развития сети устраивают акции и распродажи франшиз, но большинство сегодняшних заявок на франшизы – это «игра на перспективу». На сделку прямо сейчас готовы выходить только инвесторы, которым срочно необходимо переориентировать освобождающееся помещение или те действующие франчайзи, франчайзер которых оказался в ситуации остановки поставок товара или услуг. Актуальным выглядит сильное предложение на конверсионный франчайзинг.
Позиция франчайзеров
- Большинство франчайзинговых систем отменили своим франчайзи фиксированные выплаты на время карантина и восстановления.
- Огромное значение приобретает поддержка франчайзером франчайзи: самой большой помощью оказывается участие в переговорах с арендодателями франчайзи по арендным каникулам или снижению платежей.
- Франчайзеры продумывают антикризисные меры, экстренно расширяя список товаров и услуг франчайзи, либо добавляя онлайн составляющую (системы доставки, онлайн-обучение для детских центров).
- Важным становится постоянный контакт с франчайзи: чтобы не допустить выхода партнеров из сети, многие франчайзеры устраивают объемные программы обучения для персонала партнеров, помогая сохранить «боевой дух» команды, повысить квалификацию и настроить на будущую работу.
Прогноз franshiza.ru
Эксперты franshiza.ru прогнозируют, что рынок франчайзинга значительно сократится как по количеству франчайзи, так и по количеству франчайзеров. Но те франчайзинговые системы, которые смогут выжить за счет быстрой адаптации концепций, оптимизации бизнес-процессов, поддержки сети, нацеленности на помощь партнерам, будут чувствовать себя на рынке весьма уверенно и даже смогут получить дополнительный прирост сети за счет конверсии (перехода под бренд) франчайзи бывших конкурентов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ФРАНЧАЙЗЕРАМ
- Анализируйте изменение Вашей ЦА, подумайте, за счет чего Вы можете расширить круг потенциальных партнеров (смещение акцента на менее крупные города, привлечение аудитории 45+ и т д).
- Продумайте программу конверсионного франчайзинга (мы прогнозируем движение франчайзи от более слабых или закрывающихся сетей в сторону более устойчивых) - льготные условия вступления в сеть, минимизация расходов на ребрендинг. Такая программа у сети должна быть.
- Старайтесь предложить гибкие условия за счет введения новых форматов: лучше не давать большие скидки на франшизу всем, лучше ввести временные форматы, или более гибкую разбивку форматов в зависимости от численности населения городов ( там, где это возможно).
- Делайте акцент и в текстах и в фотографиях на то, что сейчас имеет актуальность: онлайн, интернет, доставка. Например, если у Вас детский центр и на фото детки в тесном кругу, попробуйте временно заменить фото на ребенка рядом с компьютером. Психологически на сегодняшний день это воспринимается лучше. Рассказывайте о технологиях, о возможностях, об адаптивности франшизы, о сотрудничестве с агрегаторами, пунктами выдачи, интернет-платформами и т д.
- Думайте, как расширить список товаров и услуг ваших франчайзи (даже Додо пицца ввела для франчайзи возможность продажи масок и антисептиков) - все, что может увеличить оборот или отразиться на лояльности потребителей и поддержать партнеров.
- Более чутко, чем раньше, прислушивайтесь к просьбам Ваших франчайзи. Старайтесь прорабатывать каждую их идею, сейчас время нестандартных решений и даже абсурдных продуктов. Все, что может помочь франчайзи, должно быть услышано.
- В материалах о франшизе рассказывайте больше о том, как вы помогаете действующим партнерам ( переговоры с арендодателями, предоставление отсрочек, отмена каких-либо платежей) - демонстрируйте гибкость, лояльность и заинтересованность.
- Рассказывайте о перспективах Вашего бизнеса после кризиса и изменения конъюнктуры.
Читайте также
5 веских причин купить франшизу турагентства "Солнцетур" именно сейчас
Интервью с Галиной Кукушкиной, генеральным директором компании "Крошка Ру"