подобрать франшизу
Все статьи

Рейтинг франшиз РБК 2021 - список ТОП-50

  • Издание: РБК + franshiza.ru

Безусловно, 2020 год стал для франчайзинга не самым продуктивным в истории. Многие обстоятельства как экономические, так и процессуальные, влияли на принятие решений о покупке франшиз.

"Некоторые госструктуры, такие как Роспатент, не работали с клиентами вживую — все перешло в онлайн-формат, франчайзеры также не имели возможности заключать договоры с франчайзи очно, — отмечает Нина Семина, основатель каталога франшиз franshiza.ru. — Локдаун удлинил время официального документооборота для тех немногочисленных сделок, которые совершались во время карантина". Срок открытия предприятий существенно увеличился. Также из-за неопределенности многие предприниматели отложили покупку франшизы и находились в поиске короноустойчивых сфер бизнеса.

Рейтинг франшиз РБК по итогам 2020 года

Разбираем итоги рейтинга франшиз РБК

Франшиза 1С – лидер рейтинга франшиз от РБК уже 6 лет. В компании связывают такую стабильность именно с востребованностью своего продукта на удаленке и возможностью обслуживать клиентов онлайн. Кроме отличных результатов развития франшизы, в компании констатируют также и рост продаж продукта на 15% и на 62% облачных решений.

В рейтинге представлено 6 франшиз из сегмента продуктового ритейла: "Фасоль", "У Палыча", "Чебаркульская птица", "Мясницкий ряд", "Ремит", "Сахалинский икорный дом". "Инвестиции в большинство франшиз этого сегмента — небольшие", — отмечает Нина Семина. Прорывом года стала франшиза "Фасоль", зарегистрировавшая 146 новых договоров. В компании сообщили, что франшиза была значительно улучшена для партнеров и для конечных покупателей. Из договора были убраны штрафы, но добавлены новые партнерские сервисы.

Нина Семина отмечает, что "Фасоль" попала в тренд — спрос в продуктовом ретейле сместился с супермаркетов на небольшие удобные форматы у дома. "Конкурентов у сети практически нет, — подчеркивает эксперт. — Также крайне популярны у инвесторов франшизы пивных магазинов и алкогольной продукции". В рейтинг вошли "Пивко", "Привет, сосед", "Горилка". Появилось очень много новых пивных франшиз. Эксперт считает, что мы увидим их в рейтинге в следующем году, если они будут использовать договоры коммерческой концессии (ДКК).

В рейтинге активно присутствует авто-сегмент. В Auto3N утверждают, что пандемия сформировала у покупателей привычку покупать онлайн, что ускорило развитие франшиз интернет-платформ и интернет-магазинов.

"Положительную динамику показали аптеки (+21%), магазины автозапчастей (+9%), продуктовая розница. А больше всего пострадали сегменты ресторанов (-30%) и торговли одеждой, обувью, косметикой (-24%). В сфере общественного питания открывались почти исключительно фаст-фуд концепции в формате доставки. В сегменте ресторанов заключались в основном договоры с действующими партнерами — те предприниматели, которые были уверены в эффективности бизнес-модели, занимали освободившиеся хорошие локации под будущие открытия", — говорит Нина Семина.

"Заметно пострадали те франшизы, чей формат ориентирован на торговые центры. Трафик региональных торговых центров до сих пор не восстановился, а с части из них не сняты ограничения, что делает площадки непривлекательными для запуска бизнеса", - комментирует Нина Семина.

Владельцы франшиз салонов красоты "Точка красоты" и Laser Love отмечают, что с марта по июнь все салоны были закрыты, а открытие новых было невозможно физически. Итогом стала потеря мест в рейтинге такими франшизами.

У некоторых франшиз в силу наличия большого числа партнеров просто не осталось территорий для развития. В их числе ДОДО пицца, VIANOR, Инвитро и т. д.

Кроме того, некоторые франшизы (например, Cofix) в 2020 году регистрировали все договоры, заключенные ранее, в том числе в 2019 году, что дало им хорошее место в рейтинге. Но нужно понимать, что это – не итоги ковидного года, а стечение обстоятельств.

"Многие договоры были зарегистрированы в начале 2020 года, а значит, были заключены еще в конце 2019 года, когда никто еще не представлял, что случится потом. Это улучшило общую статистику года. А постепенное восстановление рынка франчайзинга пришлось на сентябрь—ноябрь 2020 года, и многие договоры пока не успели пройти регистрацию в Роспатенте" - говорят эксперты franshiza.ru.

"В прошлом году правительство предлагало меры поддержки предпринимателям, работающим по франшизе. Под условия попали именно франчайзи с зарегистрированными договорами коммерческой концессии. Франчайзи осознали важность заключения ДКК и его последующей регистрации и стали настаивать на таком виде договора", - резюмирует Нина Семина.

По данным franshiza.ru, в минувшем году о запуске новых франшиз заявили около 450 компаний. Во-первых, бизнес видел во франчайзинге возможности выживания и развития в условиях кризиса. Во-вторых, региональные программы субсидирования местных франшиз устанавливают ежегодное число новых франшиз, что, как правило, снижает общее качество проектов. В 2020 году спрос на франчайзинг вел себя волнообразно: со второй половины марта падение интереса к франчайзингу составило - 40%, динамика была отрицательной до августа. В августе тренд сменился на положительный и в ноябре достиг показателей 2019 года.

Каталог франшиза.ру в конце года зафиксировал восстановление интереса инвесторов к франчайзингу, но структура интереса значительно изменилась. Локомотивом постковидного франчайзинга стали:

  • Продуктовые франшизы ощутили небольшое падение спроса весной, апреле, но уже в августе восстановилась до показателей января-февраля. В ноябре прирост интереса к сегменту составил +25% к показателям начала 2020 года.
  • Франшизы аптечного бизнеса вызвали 2 всплеска интереса - в апреле (спрос вырос на 30% от стандартных годовых показателей) и в августе-сентябре (на 48% год в году). Средний рост за год составил +21%.
  • Сфера услуг. Вырос спрос на ремонтные мастерские, автосервисы, медицинские услуги, но сократился интерес к франшизам образования (-36%), салонам красоты (-24%). Также к концу года стабилизировался спрос на франшизы услуг для бизнеса.
  • Непродуктовая розница. Здесь быструю стабилизацию, а потом и рост спроса показали товары для животных (+34% по итогу года) и товары для дома (+29%).

Читайте также

Открыть свой бизнес сегодня непросто. На помощь стартапу может прийти франчайзинг. Особенно ценна эта модель развития бизнеса для людей без предпринимательского опыта.

Как ни странно это звучит, но именно карантин сыграл на руку компании "Шоколадная мечта"

Миллионеры рассказали, какой бизнес они открыли бы во время кризиса в Новосибирске, если бы начинали свое дело, — они считают нынешний момент идеальным для старта!

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru