Как построить систему обучения, которая увеличивает продажи в магазинах и дает возможность открыть франшизу начинающим бизнесменам?
Лучшие франшизы России: итоги рейтинга Franshiza.ru и КоммерсантЪ
- Автор: Franshiza.ru
- Издание: Franshiza.ru
Рейтинг составлен экспертами каталога Franshiza.ru в партнерстве с деловым изданием "КоммерсантЪ". Франшизы оценивались по множеству показателей, а для сбора данных использовались:
- собственная аналитика каталога,
- открытые источники,
- данные государственных структур,
- сведения, полученные непосредственно от компаний, работающих по франчайзинговой модели в России.
Как мы составляли рейтинг
При анализе франшиз эксперты обращали внимание не только на возраст бренда и начало развития франчайзинга, но и на другие качественные и количественные показатели франшиз:
- общее число франчайзи,
- динамику привлечения партнеров и закрытия точек за последний год,
- географию присутствия в России и за ее пределами,
- наличие обоснованных судебных разбирательств с партнерами,
- юридическое оформление франшизы,
- количество повторно открытых точек действующими франчайзи,
- репутацию франшизы и другие показатели.
Сведения проходили проверку по официальным базам, включая сайты судов, данные Роспатента, информацию из Яндекс.Карты, 2ГИС и собственную аналитическую базу Franshiza.ru.
"В рейтинге важно было отразить реальных лидеров, на которых рынок франчайзинга может ориентироваться. Лидеров, которые, с одной стороны, прошли возрастной ценз и имеют выверенные концепции, с другой – сохраняют высокую динамику открытий и низкие показатели закрытия точек. Важным критерием остается процент повторных запусков действующими франчайзи: если партнеры открывают вторую или третью точку, франшиза действительно работает."
Окончательные результаты формировались после сводной оценки параметров и их "веса". Среди большого числа сильных участников вперед выходили те компании, которые применяют договор коммерческой концессии, имеют в структуре отдел франчайзинга (УК), активно развиваются в регионах и выходят на международный уровень.
Наличие в картотеке дел арбитражных судов проигранных споров с партнерами или существенное число расторгнутых договоров, наоборот, снижали шансы на попадание в итоговый список. Это не позволило некоторым франшизам, которые набрали высокие баллы по критериям динамики, войти в финальный список рэнкинга.
Было принято решение не распределять конкретные места компаниям в списке, а опубликовать ТОП лидеров в каждой инвестиционной категории. Поэтому правильнее называть наш рейтинг Рэнкингом.
"Результаты рэнкинга хорошо иллюстрируют реальную картину на рынке. В нем много проектов услуг и общественного питания. Именно эти направления традиционно доминируют по числу франшиз и формируют наиболее конкурентный сегмент российского франчайзинга."
Лидеры рейтинга франшиз сгруппированы по минимально необходимому для запуска объему инвестиций, данные о которых представлены компаниями франчайзоров. Данные в нем представлены на 01.10.2025 г.
По франшизам можно увидеть развернутую информацию и получить подробности ее покупки при нажатии на карточку франшизы.
Лидеры франчайзинга с инвестициями до 3 млн рублей
Лидеры франчайзинга с инвестициями от 3 до 10 млн.рублей
Лидеры франчайзинга с инвестициями от 10 до 40 млн рублей
Лидеры франчайзинга с инвестициями от 40 млн рублей
ТОП-10 перспективных франшиз – это компании, которые близки к лидерам и имеют высокую динамику открытий. Препятствием для попадания в основную часть рэнкинга мог быть фильтр по возрасту, географии и прочим показателям. Именно эти франшизы с большой вероятностью могут появиться в следующих выпусках рейтинга.
ТОП-10 перспективных лидеров рейтинга
Перспективные лидеры с инвестициями до 3 млн рублей
Перспективные лидеры с инвестициями от 3 до 10 млн рублей
Перспективные лидеры с инвестициями от 10 до 40 млн рублей.
Перспективные лидеры с инвестициями от 40 млн рублей
По оценкам Franshiza.ru, в начале 2025 года на долю франшиз услуг бизнесу и населению приходилось около 52% от всех проектов. Сегмент общественного питания удерживает второе место с показателем примерно 29%.
Франшизы в сегменте общепита сегодня поражают размахом и разнообразием: рюмочные, кофейни всевозможных форматов, блинные, пекарни, классические и концептуальные рестораны. Спрос на эти форматы у инвесторов стабильно высокий.
Большую часть спроса в сегменте формируют профессиональные инвесторы, которые ищут новые ниши или укрепляют позиции в своих регионах. Среди дорогих франшиз, как правило, самая проработанная система взаимодействия с партнерами – отшлифованные практики поддержки, которые в дальнейшем транслируются на более бюджетные франшизы.
Франшизы услуг по-прежнему демонстрируют быстрый рост и остаются самым массовым сегментом франчайзинга. Инвесторы интересуются запуском VR-клубов, авто-франшизами, концепциями красоты и здоровья, а также детского образования и спорта. Чаще всего покупают проекты в сфере услуг для семейного бизнеса и за счет семейного бюджета, поэтому здесь особенно важна предсказуемость, качество и стабильность франшизы.
Безоговорочными лидерами по числу действующих и новых точек остаются франшизы пунктов выдачи заказов. Причины очевидны: доступный порог входа, раскрученные бренды, например, Ozon и Wildberries, предельно простой формат и востребованность доставки в целом. Маркетплейсы растут, значит растут и их партнерские сети.
Вопросы и ответы
Чем отличается этот рейтинг от других рейтингов?
Прежде всего тем, что это рэнкинг франшиз без присуждения конкретных мест. Цель этого рэнкинга – определить лидеров рынка, те компании, которые длительный период времени задают тренды во франчайзинге и показывают высокие стабильные результаты развития.
Оценка показателей лидеров рэнкинга происходила по методике, разработанной экспертами Franshiza.ru, исходя из 15-летнего опыта работы во франчайзинге, подготовки ежегодных исследований рынка франчайзинга, опыта сотрудничества по рейтингам с ведущими СМИ России (РБК, Forbes). Рэнкинг подготовлен в партнерстве с ИД "КоммерсантЪ", и это первый рейтинг по франчайзингу в этом известном издании.
Платный ли рейтинг?
Участие всех компаний в рейтинге бесплатно.
Можно ли использовать результаты рейтинга при покупке франшизы?
Несомненно, рейтинги ведущих СМИ – это маркер успешности франшизы. Однако при выборе франшизы необходимо провести оценку проекта на момент покупки. Провести тщательный анализ по многим показателям, о котором мы неоднократно писали на нашем ресурсе.
Читайте также
Почему бизнес по аутсорсингу линейного персонала надёжный и безопасный? Что важно учитывать при открытии собственного бизнеса? Хочется ответить, что всё. Но безопасность и надёжность – самое главное. В этой статье разбираем бизнес по аутсорсингу линейных исполнителей со стороны этих критериев.
В июле каждого года диалоги с потенциальными партнерами 1С:БухОбслуживание схожи. Многие говорят "летом несезон, займусь вопросом к сентябрю или к декабрю, а сейчас отдохну"










































